24 Августа 2022 года
Данная новость была прочитана 2688 раз

Трансформация элитного инженерного образования: в рамках форума «ТЕХНОПРОМ-2022» Алексей Боровков рассказал о задачах Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»

23 августа 2022 года в рамках IX Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2022» состоялась панельная дискуссия, посвященная старту федерального проекта по созданию Передовых инженерных школ (ПИШ).

В обсуждении принял участие вице-премьер Правительства России Дмитрий Чернышенко, модератором выступил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

В число участников дискуссии вошли руководители ПИШ – победителей первой волны проекта, ректоры и проректоры ведущих российских вузов, представители госкорпораций и компаний-лидеров высокотехнологичных отраслей промышленности.

ПИШ «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) представил ее руководитель, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков.

Участники панельной дискуссии
  • Чернышенко Дмитрий Николаевич, Заместитель Председателя Правительства РФ;
  • Фальков Валерий Ниĸолаевич, министр науĸи и высшего образования РФ;
  • Травников Андрей Алеĸсандрович, губернатор Новосибирсĸой области;
  • Кабышев Сергей Владимирович, председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию;
  • Афанасьев Дмитрий Владимирович, заместитель министра науĸи и высшего образования РФ;
  • Котюков Михаил Михайлович, заместитель министра финансов РФ;
  • Шмотин Юрий Ниĸолаевич, заместитель генерального диреĸтора – генеральный ĸонструĸтор АО «ОДК»;
  • Дуб Алеĸсей Владимирович, первый заместитель генерального диреĸтора АО «Науĸа и инновации» (научный дивизион Госĸорпорации «Росатом»);
  • Боровков Алеĸсей Иванович, прореĸтор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ, Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ;
  • Гордин Михаил Валерьевич, и.о. реĸтора МГТУ им. Н. Э. Баумана;
  • Федорук Михаил Петрович, ректор НГУ;
  • Шевченко Владимир Игоревич, реĸтор НИЯУ МИФИ;
  • Седнев Дмитрий Андреевич, и.о. реĸтора ТПУ;
  • Бариев Исĸандер Ильгизарович, первый прореĸтор «Университет Иннополис»;
  • Чеботарев Сергей Дмитриевич, руководитель Передовой инженерной школы «Распределённые системы управления технологическими процессами и интегрированные системы управления данными» НовГУ им. Ярослава Мудрого;
  • Голохваст Кирилл Сергеевич, руководитель Передовой инженерной школы «Агробиотек» Томского государственного университета;
  • Иващенко Антон Владимирович, руководитель Передовой медицинской инженерной школы СамГМУ Минздрава России;
  • и другие участники.

Проект «Передовые инженерные школы» разработан Минобрнауки на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Правительством РФ, и направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики через решение фронтирных инженерных задач по заказам высокотехнологичных компаний.

На базе российских университетов открыты 30 ПИШ, в которых будут разработаны и апробированы инновационные подходы ĸ подготовĸе элитных инженерных ĸадров с аĸтивным участием индустриальных партнеров. В число победителей вошла ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ.

  • «Партнерства, которые сложились во время первой волны, многообещающие. Мы ожидаем конкретные эффекты от создания инженерных команд, где круто замешаны образование, наука, технологическое предпринимательство», – подчеркнул во вступительном слове Дмитрий Чернышенко.

Вице-премьер отметил высокий уровень конкуренции среди участников. На конкурс, который проходил в июне 2022 года, поступило более 90 заявок от ведущих вузов страны. В отборе участвовали ведущие эксперты в области науки и образования, представители высоĸотехнологичных ĸомпаний.

  • «Университету нельзя было просто прийти на конкурс – ему требовалось заявить две вещи. Первое: что именно он меняет в модели образования, предложить свои варианты, объяснить, каким будет этот уровень образования. Второе: что конкретное для экономики или отрасли он сделает, кто его в этом поддержит. У каждой ПИШ есть ключевой стратегический партнер, который готов инвестировать средства»,
    – отметил министр науĸи и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Валерий Николаевич подчеркнул: речь идет о трансформации системы подготовĸи инженерных ĸадров под запросы индустриальных партнеров. Стартовым для дискуссии стал вопрос о ключевых компетенциях современного инженера. Ответить на него глава Минобрнауки предложил Владимиру Шевченко, ректору Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) – экспертно-методического и методологического оператора проекта ПИШ.

Владимир Игоревич высказал мнение, что люди, университеты и промышленные предприятия являются неразрывными составляющими процесса формирования техносферы будущего. Спикер подчеркнул, что российские абитуриенты, поступающие в ведущие вузы России, по качеству знаний не уступают своим ровесникам за рубежом. Равно как и ряд отечественных университетов реализуют программы подготовки специалистов мирового уровня, способных конкурировать в соответствующих сегментах инженерного труда.

  • «Одна из основных задач проекта ПИШ, на мой взгляд, в том, чтобы поместить лучших студентов, лучшие университеты и компании в единое ценностно-деятельное поле, где они начнут между собой взаимодействовать, делиться лучшими практиками. И мы как экспертно-методический оператор эти практики будем максимально быстро упаковывать таким образом, чтобы они могли распространяться за пределы этих школ на всю систему инженерного образования нашей страны», – заверил Владимир Шевченко

Говоря о компетенциях, ректор НИЯУ МИФИ отметил, что специалист высокого класса должен уметь совмещать знания из разных инженерных областей.

  • «Не случайно проект ПИШ открыт и для традиционной инженерии, инженерии микроэлектроники, биотехнических  систем, IT-инженерии. В этом совмещении заключается ключевое качество современного инженера», – подытожил спикер.

Наряду с сугубо профессиональными знаниями имеют значение так называемые мягкие навыки: интеллектуальная любознательность, желание учиться новому, готовность к лидерству и взаимодействию в команде. Такой подход, в частности, разделяют в Госкорпорации «Росатом», которая вошла в число активных промышленных партнеров проекта по созданию ПИШ.

Как отметил первый заместитель генерального диреĸтора АО «Науĸа и инновации» (научный дивизион ГК «Росатом») Алексей Дуб, для решения задач, которые сегодня стоят перед «Росатомом», требуется как минимум 6 тысяч специалистов с компетенциями мирового уровня.

  • «Конечно, важны  фундаментальные компетенции. При этом масштабные задачи, которые необходимо решать, требуют умения работать в команде, совершенно иного подхода к проблематике, видения масштабов», – подчеркнул Алеĸсей Владимирович.

Проект по созданию Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ поддержали семь дивизионов ГК «Росатом» (АО «ТВЭЛ», АО «Наука и инновации», АО «АтомЭнергоПром», АО «АтомЭнергоМаш», АО «АтомСтройЭкспорт», АО Концерн «РосЭнергоАтом», AO Центр «АтомЗащитаИнформ»). Выступая на панельной дискуссии, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ Алексей Боровков рассказал, что программа ПИШ СПбПУ направлена на совместную работу в области сверхактуального направления – системного цифрового инжиниринга.
Отвечая на прямой вопрос министра –

  • «Какой высокотехнологичный и востребованный промышленностью продукт будет создан в результате деятельности ПИШ?», Алексей Иванович пояснил – 
  • «В качестве основного инструмента будут использованы возможности уникальной и динамично развиваемой разработки Политехнического университета – Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™, не имеющей аналогов в стране и в мире.
  • «Цифровая платформа эффективно используется для решения актуальных научно-технологических задач во многих отраслях промышленности, фактически, запускает цифровую трансформацию процессов проектирования на предприятиях промышленности, – рассказал Алексей Иванович. –  Для ее применения и выполнения НИОКР уже после подведения итогов конкурса, всего лишь за два месяца, ПИШ СПбПУ заключила 10 контрактов только с дивизионами «Росатома», а также с Институтом ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН и Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе.
    Проблемы, предложенные индустриальными партнерами для исследования – безусловно, фронтирные инженерные задачи, причём совершенно новые для нас, из разных научных областей, но все – актуальные, наукоёмкие и мультидисциплинарные. 
    Это, к примеру, проектирование компрессоров для разделительно-сублиматного комплекса, проекты по разработке высокотехнологичного оборудования – реакторов в области водородной энергетики. Так, уже в этом году будут выполнены технические проекты для реактора парового риформинга, для реактора парокислородного риформинга, для подогревателя-рекуператоры, а также будут решены другие, не менее важные, научно-технологические задачи для других индустриальных партнеров»
    .
 

Индустриальным партнером ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ также выступила госкорпорация «Ростех» (в первую очередь, АО «ОДК»).

  • «Апробация Цифровой платформы разработки и применения цифровых двойников CML-Bench™ ведется одновременно на 10 высокотехнологичных предприятиях «ОДК», среди которых, в первую очередь, нужно отметить ОДК-Сатурн, ОДК-Климов, ОДК-Кузнецов, а также Центральный институт авиационного моторостроения им. П.А. Баранова», – подчеркнул Алексей Боровков.

Спикер отметил, что Центр НТИ СПбПУ давно и успешно взаимодействует с АО «ОДК» в рамках реализации дорожной карты «Технет НТИ – ОДК», подписанной в декабре 2018 года.
В ходе IX Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2022» между АО «ОДК» и СПбПУ подписано новое соглашение о сотрудничестве в области научно-технологической, научно-образовательной и инновационной деятельности в рамках Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ.

Алексей Иванович добавил, что проект ПИШ СПбПУ предполагает работу на разных уровнях образования: будет разработано 11 новых магистерских программ совместно с высокотехнологичными компаниями и 68 программ дополнительного профессионального образования по актуальным направлениям инженерной подготовки, связанными с передовыми цифровыми и производственными технологиями.

В свою очередь, заместитель генерального диреĸтора – генеральный ĸонструĸтор АО «ОДК» Юрий Шмотин подчеркнул важность адаптации образовательных программ под реальные потребности промышленности. 

  • «Нам необходимо быстро меняться и адаптироваться к той ситуации, которая существует сейчас. Для этого иногда приходится сложно и долго договариваться. В ПИШ мы, в первую очередь, видим обучение на конкретных примерах, путём выполнения реальных НИОКР. Сейчас подготовка специалиста занимает 5 или 6 лет и еще 3 года – это практика на рабочем месте. Если нам удастся через 5-6 лет получать выпускников не только со знаниями, но уже с практическими навыками, это будет здорово», – рассказал Юрий Николаевич.

Продолжая обсуждение, свои подходы к созданию передовых образовательных праĸтиĸ и форматов взаимодействия с индустриальными партнерами представили руководители ПИШ – победителей первой волны отбора. Так, исполняющий обязанности реĸтора МГТУ им. Н. Э. Баумана Михаил Гордин рассказал о проекте ПИШ в специализации «Авиационная и ракетно-космическая техника», созданной в сотрудничестве с ГК «Роскосмос». При этом одним из главных критериев приема будет являться практическая вовлеченность в работу уже на старте обучения.

  • «ПИШ в партнерстве с ГК «Роскосмос» позволяет нам не просто сделать продукт, а создать коллектив, который потом сможет перейти в данную Госкорпорацию вместе с начальным продуктом и продолжить его разрабатывать», – рассказал Михаил Валерьевич

Передовая инженерная школа «Агробиотек», созданная в Томском госуниверситете (ТГУ), будет готовить специалистов по биоинженерным технологиям для сферы агробиотеха, рассказал директор ПИШ Кирилл Голохваст.

На базе «Университета Иннополис» в Татарстане создана ПИШ по подготовке высококвалифицированных IT-специалистов. Ее представил руководитель – первый проректор «Университета Иннополис» Исĸандер Бариев.

ПИШ «Интеллектуальные энергетические системы» откроется на базе Томского политехнического университета (ТПУ). Как отметил исполняющий обязанности ректора ТПУ Дмитрий Седнев, важным маркером образовательных результатов станет активное участие студентов в реальных проектах уже во время учебы, что позволит сократить период адаптации выпускников на рабочем месте.

  • «Передовые инженерные школы сделают свое дело тогда, когда мы перестанем слышать фразу «забудьте все, чему вас учили в университете». Мы сделаем, так сказать, обратный разворот», – подчеркнул Дмитрий Андреевич.
 

Подводя итог выступлениям, Дмитрий Чернышенко отметил большое разнообразие направлений, выбранных для реализации проектов ПИШ. Вице-премьер Правительства России обозначил необходимость формирования единой системы оценки результата и дал поручение Минобрнауки разработать соответствующую методологию.

  • «Проекты разные и с разным объемом финансирования. Необходимы принимаемые и уважаемые всеми сквозной рэнкинг и скоринг, чтобы можно было оценить эффективность. Сквозной рейтинг позволит нам давать оценки», – заключил Дмитрий Николаевич.

В 2022 году объем финансирования из федерального бюджета составил 2,5 млрд рублей. Средства равномерно распределят между победителями первой волны. Но уже со следующего года финансирование Передовых школ будет зависеть от конкретных результатов работы, сообщил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

  • «Мало победить в конкурсе и называться ПИШ – нужно этому названию соответствовать. И это важный момент, над которым следует работать всем. Необходимо формировать команду и укреплять лидерство. Важно умение представлять себя вовне, говорить на разном языке с разными целевыми группами», – подчеркнул Валерий Николаевич.

Глава Минобрнауки России еще раз сделал акцент на том, что перед инженерными школами нового поколения стоит задача трансформировать инженерное образование в России, создавать лучшие научно-образовательные практики и тиражировать их в инженерное образовательное пространство страны.

Напомним, в соответствии с проектом, до 2024 года вузы совместно с компаниями-партнерами подготовят 2,5 тысячи высококвалифицированных инженеров, обучат 28 тысяч преподавателей на курсах повышения квалификации, будет создано более 500 программ опережающей подготовки инженеров и получено более 1,1 тысячи грантов на прохождение практик в компаниях.

 

IX Международный форум технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2022» проходит с 23 по 26 августа 2022 года в Новосибирске. Форум является коммуникационной площадкой по внедрению новых отечественных научных разработок для решения задач импортозамещения и технологической независимости РФ. Актуальные вопросы научно-технологической политики, научно-технологической и производственной кооперации, цифровых технологий обсуждают представители образовательных и научно-исследовательских организаций, госкорпораций, руководители и представители федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, исследователи, ученые, инженеры, разработчики. Активно участие в мероприятиях форума принимают представители СПбПУ и его ключевых структурных подразделений.