28 Марта 2023 года
Данная новость была прочитана 1217 раз

В Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг» приступили к разработке улучшенной конструкции саней для экспедиций в Арктике

Специалисты Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета (ПИШ СПбПУ) приступили к работе над проектом по оптимизации конструкции саней для арктических экспедиций Федора Конюхова и Виктора Симонова.

Общие задачи проекта были сформулированы во время визита выдающихся путешественников в Политех в феврале этого года. 6 марта 2023 года Виктор Симонов вместе с представителями команды организаторов трансарктических переходов вновь посетили ПИШ СПбПУ. Они доставили сани, которые в настоящее время используются для перемещения в арктической зоне, и детально рассказали, какие именно параметры и характеристики хотелось бы улучшить.

 
Участники встречи
  • Виктор Симонов, выдающийся российский путешественник;
  • Мария Жукова, ответственная за стратегическое развитие проекта «Первая в мире трансарктическая экспедиция на ездовых собаках Виктора Симонова и Федора Конюхова от России до Канады», привлечение спонсоров, PR, GR, соорганизатор проекта;
  • Ольга Захарова, соорганизатор экспедиции;
  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Андрей Иванов, заместитель руководителя Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Александр Михайлов, начальник отдела Института передовых производственных технологий СПбПУ;
  • Алексей Ефимов доцент Высшей школы технологического предпринимательства Института передовых производственных технологий СПбПУ;
  • Михаил Жмайло, ведущий инженер Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ.

Экспедиции в Арктике проходят в условиях, приближенных к экстремальным: многодневное пребывание на открытом пространстве с порывистым ветром при температуре минус 30-40°С. С учетом этого предъявляются особые требования к рабочему оборудованию. Первая задача, которую предстоит решить в процессе доработки конструкции, – снизить общий вес саней при сохранении достигнутой прочности и способности выдерживать эксплуатационные перегрузки. Как рассказал Виктор Симонов, эти два показателя крайне важны для успешного преодоления ледяных торосов.

  • «Мы пробиваемся через торосы, которые бывают до 10 метров высотой. И когда мы на них забираемся, поднимаем сани, после этого их вниз спустить чисто физически невозможно, сложно удержать на веревках. Поэтому для нас очень важна прочность, надежность, чтобы сани можно было просто сбросить, перевернуть и идти дальше»,
    – пояснил Виктор Альбертович.
 

Вместе с тем инженерам предстоит рассчитать оптимальные ширину и угол подъема полозьев, доработать общую форму конструкции, чтобы обеспечить саням более быстрый и плавный ход. При имеющихся параметрах полозья часто проваливаются в снег, что заметно осложняет передвижение.

  • «Стоит задача оптимизации формы носа и кормы саней, определения этих форм с учетом груза в 300 кг и его распределения. Нам потребуются образцы материалов, чтобы мы могли самостоятельно провести эксперименты при пониженных температурах, определить их свойства, оцифровать эти характеристики. Тогда под эти цифры мы сможем выбирать форму»,
    – рассказал начальник отдела Института передовых производственных технологий СПбПУ Александр Михайлов.

Как отметил проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков, специалисты Передовой инженерной школы СПбПУ обладают большим опытом решения нестандартных инженерных задач, в том числе, связанных с оборудованием для сложных климатических условий.

Один из примеров – разработка в 2018 году совместно с Заводом им. «Комсомольской правды» уникальных Антарктических саней для транспортировки крупногабаритных многотонных грузов при температуре до минус 60 градусов в условиях разреженного воздуха, сильных порывов ветра и заснеженной или обледеневшей пересеченной местности.

  • «Этот проект не имел аналогов в мире, то есть, требовалось спроектировать изделие, которое никто никогда не проектировал. Добиваться высоких результатов нам позволяет применение передовых производственных технологий, в том числе технологии разработки цифрового двойника изделия.
  • Применительно к обсуждаемому проекту, создание цифрового (виртуального) испытательного полигона, отвечающего реальным условиям в Арктике, позволит нам проводить виртуальные испытания изделия и материалов для достижения целевых характеристик и удовлетворения всем ограничениям, добиваясь, чтобы проектируемое изделие в заданных условиях показало бы себя наилучшим образом»,
    – отметил Алексей Иванович.
 

Представители команды организаторов подтвердили высокую заинтересованность в результате и готовность оказывать всю необходимую помощь в работе над проектом. Виктор Симонов также рассказал об экспедициях, которые должны пройти в ближайшие месяцы.

В это же время Федор Конюхов готовился к новому мировому рекорду: максимальной дальности полета на воздушном шаре. 24 марта Конюхов вместе с президентом Федерации воздухоплавательного спорта России Иваном Меняйло вылетели из Кировска Мурманской области, 26 марта приземлились в Хатанге на Таймыре. За двое суток они преодолели на аэростате 2 368 километров. Это на 174 километра превышает рекорд, установленный японскими пилотами в 1994 году.

Ректор СПбПУ Андрей Рудской поздравил путешественников с историческим результатом, отметив, что для смелых и отважных людей нет ничего невозможного. Передовая инженерная школа СПбПУ присоединяется к поздравлениям и желает рекордсменам покорения новых высот и воплощения самых смелых планов.