27 Апреля 2023 года
Данная новость была прочитана 1968 раз

ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», АО «Русская механика» и ООО Лаборатория «Вычислительная механика» подписали соглашение о сотрудничестве в целях обеспечения инновационного развития промышленности

19 апреля 2023 года, в преддверии IX Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство», состоялось подписание соглашения между Передовой инженерной школой «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ), ООО «Лаборатория "Вычислительная механика"» (высокотехнологичная инжиниринговая spin-out компания СПбПУ, стратегический партнёр ПИШ СПбПУ) и АО «Русская механика» – о сотрудничестве в области продвижения, развития, внедрения и применения передовых технологий для обеспечения инновационного развития промышленности, а также формирования необходимых для выполнения ключевых комплексных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов компетенций. 

Справка. АО «Русская механика» ( г. Рыбинск, Ярославская область,
https://go-rm.ru/about.html)
 – российская компания, которая разрабатывает, производит, реализует и осуществляет сервисное обслуживание снегоходов и мотовездеходов.
Внедорожные транспортные средства производства «Русской механики» эксплуатируются на всей территории России, в том числе в арктических условиях, а также поставляются на экспорт. Снегоходы и квадроциклы РМ являются помощниками в работе, используются людьми для отдыха, несут службу в подразделениях МЧС, охраняют границы, востребованы нефте- и газо- добывающими компаниями, применяются на территории заповедников. В 2021 году «Русская механика» отметила юбилейную дату – 50-летие компании.

В торжественной обстановке документ подписали:

  • проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков,
  • генеральный директор АО «Русская механика» Леонид Можейко,
  • начальник отдела исследования и проектирования механизмов ООО «Лаборатория "Вычислительная механика"» Сергей Чишко (по доверенности).

Подписание стало продолжением рабочей встречи, которая состоялась на предприятии АО «Русская механика» – крупнейшего производителя легкой внедорожной техники в России. В рамках совещания стороны представили свои компетенции, научно-технические заделы, а также определили спектр взаимовыгодных задач-вызовов для решения.

Участники рабочей встречи
  • Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Можейко Леонид Чеславович, генеральный директор АО «Русская механика»;
  • Довгобородчик Анастасия Сергеевна, директор по персоналу АО «Русская механика»;
  • Дмитриева Юлия Сергеевна, директор по экономике и финансам АО «Русская механика»;
  • Клочков Виталий Олегович, технический директор АО «Русская механика»;
  • Крючков Александр Сергеевич, главный конструктор АО «Русская механика»;
  • Каменский Андрей Владимирович, заместитель главного конструктора АО «Русская механика»;
  • Солодов Алексей Владимирович, начальник производства АО «Русская механика»;
  • Пуказов Ярослав Геннадьевич, инженер-конструктор 3 категории АО «Русская механика»;
  • Миняев Денис Сергеевич, инженер-конструктор АО «Русская механика»;
  • Чишко Сергей Давидович, начальник отдела исследования и проектирования механизмов ООО «Лаборатория "Вычислительная механика"»;
  • Суранов Ян Сергеевич, инженер-исследователь отдела исследования и проектирования механизмов ООО «Лаборатория "Вычислительная механика"».

Приветствуя делегацию из СПбПУ, технический директор АО «Русская механика» Виталий Клочков рассказал о деятельности компании, штат сотрудников которой превышает 700 человек, а количество единиц производственного оборудования – более 400.

  • «Ключевыми направлениями развития компании является импортозамещение комплектующих и деталей, применение облегченных материалов и сплавов, модернизация линейки применяемых двигателей и кооперация с технологическими партнерами»,
    – продолжил спикер.

Виталий Олегович также проиллюстрировал ключевые технологические процессы, модельный ряд снегоходов и квадроциклов, а также отметил важность взаимодействия с ведущими университетами страны, в частности, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого.

  • «Так, к примеру, вместе с партнерами – Уфимским и Рыбинским авиационным техническим Университетом, МГТУ имени Н. Э. Баумана – «Русская механика» разрабатывает новые модели снегоходов: сверхлегкий, легкий, арктический, в том числе с электрическим приводом. Электрическая тема активно продвигается при конструировании колесной техники – квадроциклов 4x4 и 6x6.
  • В рамках нашего трехстороннего взаимодействия предлагаются другие актуальные инженерные задачи, которые позволят вывести нашу продукцию на мировой уровень»,
    – добавил Виталий Клочков.

В продолжение Алексей Боровков представил опыт и компетенции Центра НТИ СПбПУ, ключевого структурного подразделения экосистемы технологического развития Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в разработке высокотехнологичного оборудования в интересах десяти ключевых отраслей промышленности.

Свой доклад спикер начал с основ национального стандарта Российской Федерации - ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения» первого в мире нормативного документа, сфокусированного на создании изделий с помощью технологии цифровых двойников:

  • «В документе впервые введено определение «цифровая модель изделия», а также стандартизованы понятия: «цифровые (виртуальные) испытания», «цифровой (виртуальный) испытательный стенд» и «цифровой (виртуальный) испытательный полигон, которые обеспечивают решающий вклад в успешную разработку конкурентоспособных высокотехнологичных изделий и значительное снижение объемов натурных испытаний, необходимых для доводки изделий до требуемых характеристик».

Кроме того, Алексей Иванович подробно о разработке и применении цифровых двойников на стадиях жизненного цикла (разработка, производство и эксплуатация), отметил соотношение понятий «математическая модель», «компьютерная модель» и «цифровая модель», а также проиллюстрировал график качественной зависимости адекватности цифровых моделей изделия от различных факторов.

  • «Адекватность модели – это соответствие модели моделируемому изделию (процессу, явлению) по обоснованному перечню характеристик. Ключевыми факторами, влияющими на разработку цифровых моделей высокого уровня адекватности изделию, являются квалифицированные кадры (инженеры), технологии, высокопроизводительные вычислительные системы, сроки, а также финансирование»,
    – подчеркнул спикер.

Алексей Боровков отметил, что в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации – ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения» на базе Цифровой платформы CML-Bench® реализуются проекты по разработке и применению цифровых двойников высокотехнологичных промышленных изделий.

CML-Bench® – цифровая платформа разработки и применения цифровых двойников​ (Digital Twins) и «умных» цифровых двойников (Smart Digital Twins) как высокотехнологичных промышленных изделий /продуктов, включая материалы (в первую очередь, композиционные материалы и композитные структуры), физико-механические процессы и технологические / производственные процессы изготовления, система управления деятельностью в области системного цифрового инжиниринга (системного и модельно-ориентированного инжиниринга, математического, компьютерного и суперкомпьютерного моделирования, цифрового проектирования, компьютерного и суперкомпьютерного инжиниринга).

  • «CML-Bench® – это единственная отечественная разработка подобного рода, сфокусированная на обеспечении проектирования и производства в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в различных отраслях и на новых зарождающихся рынках (рынках Будущего) на основе цифровых двойников»,
    – сообщил спикер.

Алексей Иванович представил направления развития Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®, одно из ключевых – миграция («репатриация») данных:

  • «Так, на примере одной из сложных задач, можно видеть, что миграции данных проекта газотурбинного двигателя ГТД ТВ7-117-СТ-01 с PLM-платформы Siemens Teamcenter на цифровую платформу CML-Bench® в автоматизированном режиме занимает всего 17 минут, параметры сборки – 1570 компонентов, общий объём данных – 631 Мб».

Кроме того, спикер представил работы по улучшению пассивной безопасности автомобилей, оптимизации конструкции кузова и шасси внедорожника, математические и компьютерные модели, а также результаты цифровых (виртуальных) испытаний механизмов включения и переходных режимов работы редуктора, цифровую модель саней с улучшенными аэродинамическими характеристиками обтекателя и показателями управляемости, а также подробно рассказал о разработке энергопоглощающего контейнера, способного обеспечить сохранность приборов при ударе о скальное (бетонное) основание со скоростью 120 км/ч.

 

Отмечая важность подготовки высококлассных инженерных кадров, Алексей Боровков проиллюстрировал участникам встречи концепцию и структуру Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» – лидера в области подготовки кадров в сфере системного цифрового инжиниринга: 

  • «ПИШ СПбПУ принимает активное участие в решении задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации».

В завершение выступления спикер рассказал о ключевых образовательных программах Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» в 2022-2023 гг. в интересах индустриальных партнеров, среди которых ПАО «Интер РАО», ПАО «ОАК», ПАО «ОДК-Сатурн», АО «ОДК-Климов», ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ НТЦ», АО «РКЦ «Прогресс», ПАО «Северсталь» и многие другие.

Переходя к дискуссионной части совещания, стороны представили этапы реализации совместных научно-технических проектов, а также обсудили вопросы организации трудоустройства студентов и выпускников СПбПУ. Генеральный директор АО «Русская механика» Леонид Можейко высоко оценил возможность сотрудничества с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого как в образовательном, так и в научно-техническом направлениях.

  • «Сегодня мы увидели, как вы решаете глобальные задачи крупных отечественных компаний, государственных корпораций и зарубежных предприятий. Наши задачи не менее интересные, сложные, решение которых требует детальной проработки и индивидуального подхода. Однако, учитывая представленный спектр ваших компетенций, того научно-технического задела, который имеет университет, нам важно рассмотреть возможность расширить фокус до более крупных задач, например, создания различных типов двигателей. У нас есть острая потребность, и она не ограничивается масштабами только нашей компании»,
    – 
    подытожил Леонид Чеславович.
 

В завершение визита представители АО «Русская механика» провели экскурсию для делегации СПбПУ по предприятию, которое включает в себя три цеха, а в общую производственную систему включены склады материально-технического снабжения и готовой продукции. На предприятии выстроено единое поточное производство, которое позволило до минимума сократить излишние перемещения и максимально приблизив комплектующие к точке их потребления на конвейере.