Алексей Боровков выступил на II Всероссийской конференции «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука»
11 декабря 2023 ноября состоялась II Всероссийская конференция «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука» – перспективная бизнес-площадка для ведения конструктивного диалога между государством, бизнесом и образовательными организациями.
Организаторы мероприятия: Минобрнауки России и ПАО «Ростелеком».
Цель конференции – обсуждение между вузами, государством и отраслевыми партнерами ключевых цифровых проектов, информационно-технологических решений и планов развития совместных образовательных инициатив на ближайшие годы.
Среди ключевых спикеров – Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дарья Кирьянова, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Качанов, президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский, заместитель председателя Правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков, ректор Московского физико-технического института (национальный исследовательский университет)» Дмитрий Ливанов, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Владимир Шевченко, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Центра трансфера технологий СПбПУ «Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков и др.
Развитие науки и образования на основе аналитики больших данных с применением принципов и алгоритмов искусственного интеллекта – приоритетная цель процесса построения единого цифрового пространства в науке и высшем образовании. Государство определило за вузами ведущую роль в этом процессе. В фокусе внимания участников Конференции оказались вопросы стратегического направления цифровой трансформации, импортозамещение, экономика данных, искусственный интеллект, переход на ГосТех, технологии в образовании будущего, кадры для отрасли, перспективы развития до 2035 года.
Деловая программа II Всероссийской конференции «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука» состояла из трёх секций:
- панельная дискуссия «Проектирование будущего. Вместе»;
- открытый диалог Заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации с руководителями по цифровой трансформации вузов;
- деловая сессия с проректорами по цифровой трансформации вузов «Уровень цифровой зрелости вузов».
Панельная дискуссия «Проектирование будущего. Вместе» стала площадкой для обмена опытом по цифровизации науки и высшего образования между университетами, профильными министерствами и представителями бизнеса.
Модератор:
Сжёнов Евгений Станиславович, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
Спикеры:
- Кирьянова Дарья Борисовна, Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации;
- Качанов Олег Юрьевич, Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- Аленьков Вячеслав Владимирович, Заместитель председателя Правительства Сахалинской области;
- Осеевский Михаил Эдуардович, президент ПАО «Ростелеком»;
- Ливанов Дмитрий Викторович, ректор Московского физико-технического института (национальный исследовательский университет);
- Мамий Дауд Казбекович, ректор Адыгейского государственного университета;
- Шевченко Владимир Игоревич, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Дарья Борисовна отметила в своем выступлении важнейшую роль компетентностного подхода Минобрнауки России в подготовке тематического документа, внесенного в Правительство Российской Федерации под названием «Стратегическое направление цифровой трансформации науки и высшего образования с 2024 по 2030 годы»:
- «В процессе цифровой трансформации науки и высшего образования Минобрнауки России выделяет кадры как драйвер этого процесса. Мы инвестируем в людей, в кадры. Мы создаем команды и обучаем их. Команды анализируют текущие бизнес-процессы, оцифровывают и модернизируют их. В итоге мы планируем сформировать профессиональное сообщество, ориентирующееся в терминологии, методологии и механизмах процесса цифровой трансформации, и создать инструмент управления этим процессом в вузах – политику.
В третьей части нашей конференции на деловой сессии мы будем говорить о цифровых двойниках и математическом моделировании, которые являются неотъемлемой частью цифровизации».
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации вузов Дарья Кирьянова выделила один из основных аспектов «Стратегического направления цифровой трансформации науки и высшего образования с 2024 по 2030 годы», заключающийся в повышении эффективности работы Центров трансфера технологий, которые будут вооружены полным комплектом программного обеспечения для исследований отраслевых рынков технологий с использованием искусственного интеллекта и коммуникационных платформ:
- «Основная цель состоит в создании реально работающих Центров трансфера технологий, которые буквально «ведут за руку» исследователей-разработчиков для того, чтобы вывести на рынок технологии, которые были созданы. В отношении глобальных задач экономического развития перед нами стоит острая необходимость в локализации производственных цепочек».
Напомним, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого с 31 марта 2023 года действует Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий – структурное подразделение экосистемы технологического развития СПбПУ. Центр трансфера технологий СПбПУ ведет активную работу с изобретателями по коммерциализации разработок, а также занимается просветительской и образовательной деятельностью по вопросам управления РИД для сотрудников компаний и профильных организаций с целью обучения кадров и оптимизации введения новых разработок в производственную практику.
В рамках II Всероссийской конференции «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука» состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между Минобрнауки России и индустриальными партнёрами. Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков особо подчеркнул значимость кооперации в вопросах цифрового развития науки и высшего образования:
- «Совсем недавно с ректорами мы обсуждали системные изменения в высшем образовании и выделили два тренда, которые важны для всех университетов: цифровизация всех бизнес-процессов и управление на основе данных. Безусловно, следование этим трендам в тесном сотрудничестве с партнерами, в частности, с ПАО «Ростелеком», поможет нам наиболее эффективно развивать не только сферу науки и высшего образования, но и остальные отрасли экономики».
Открытый диалог Заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации с руководителями по цифровой трансформации вузов Дарьей Кирьяновой осветил наиболее актуальную проблематику по организации текущего образовательного процессов в части цифровизации вузов.
Деловая сессия с проректорами по цифровой трансформации вузов «Уровень цифровой зрелости вузов» стала завершающим дискуссионным мероприятием программы конференции и прошла в режиме рабочего совещания.
Модератор и спикер:
Алехин Алексей Витальевич, Врио директора департамента цифрового развития Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
Спикеры:
- Кирьянова Дарья Борисовна, Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации;
- Анохова Елена Владимировна, первый проректор Московского физико-технического института (национальный исследовательский университет);
- Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Центра трансфера технологий СПбПУ «Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций Национальной технологической инициативы СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дарья Кирьянова представила оценку Минобрнауки по уровню цифровизации университетов и предложила проректорам по цифровому развитию выступить экспертной командой для формирования «Стратегического направления цифровой трансформации науки и высшего образования с 2024 по 2030 годы».
Врио директора департамента цифрового развития Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, модератор деловой сессии Алексей Алехин обозначил повестку мероприятия:
- «На деловой сессии нам предстоит представить рейтинг вузов по уровню зрелости цифровой трансформации и познакомиться с практиками университетов, прошедших серьезный путь в этом направлении – МФТИ и СПбПУ. Предлагаю всем участникам сессии двигаться в духе открытости, конструктивного взаимодействия и развития».
Алексей Витальевич выступил с результатами оценки уровня зрелости цифровой трансформации, где среди 389 вузов и 217 научных организаций. В рейтинге Минобрнауки России Санкт-Петербургский политехнических университет Петра Великого занял первое место:
1. 92,44 балла – СПбПУ;
2. 85,77 – БелГТУ им. В.Г. Шухова;
3. 85,26 – Томский государственный университет;
4. 84,10 – НИЯУ "МИФИ";
5. 83,05 – Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия";
6. 82,31 – НИУ "ВШЭ";
7. 82,05 – Северо-Восточный федеральный унимерситет им. М.К. Аммосова;
8. 81,28 – Национальный исследовательский Томский политехнический университет;
9. 80,38 – Российский университет транспорта;
10. 79,74 – Первый медицинский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова.
По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации отмечены следующие показатели уровня цифровой зрелости высшего образования:
- 50% всех вузов страны разработали и внедрили стратегию цифровой трансформации;
- 69% вузов имеют центры поддержки стартапов и центры трансфера технологий;
- 62% учебных аудиторий российских вузов оснащены мультимедийными демонстрационными системами;
- 52% учебных аудиторий вузов оснащены системами видео-конференц-связи для организации дистанционного обучения;
- 40% вузов используют автоматизированную систему управления обучением;
- 100% вузов имеют веб-сайты.
Первый проректор Московского физико-технического института (национальный исследовательский университет) Елена Анохова рассказала в своем выступлении об опыте университета в цифровизации операционных процессов и внедрении в практику интерактивных аналитических панелей (дашбордов), а также построении экосистемы цифровых HR-сервисов.
Проректор по цифровой трансформации СПбПУ Алексей Боровков выступил с докладом о реализации стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Спикер начал с тезиса об организации управления данными:
- «Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков ранее выделил управление данными как один из основных трендов в науке и высшем образовании. В дополнение к этому тезису я отмечу, что, кроме традиционных вещей, которые мы все знаем: обработка, хранение, пересылка данных, ключевым элементом является генерация данных. При этом нужно сфокусироваться на генерации не мусорных данных, а содержательной информации, необходимой для решение задач определенной оргструктуры: вуза, промышленного предприятия или органа государственной власти».
- «В рамках цифровой трансформации СПбПУ мы, следуя Методическим рекомендациям по разработке отраслевых стратегий и фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, применяем технологию RUN–CNANGE–DISRUPT, где RUN – оптимизация ежедневных операционных процессов деятельности вуза (цифровые данные, справочники и т.д.); CNANGE - DISRUPT трактуются как «изменение» и «прорыв», которые определяются стратегией университета, и отвечают на вопросы о позиционировании и дифференциации вуза, о его лидерстве в том или ином направлении.
- В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого два проректора занимаются цифровизацией. Проректор по информационным технологиям Лямин Андрей Владимирович формирует политику СПбПУ в области информационных технологий, их разработки, применения и развития.
- Моя деятельность в качестве проректора по цифровой трансформации в большей степени сосредоточена на развитии передовых цифровых и производственных технологий, цифрового инжиниринга, на разработке и внедрении технологии цифровых двойников изделий, цифровой платформы и организации взаимодействия университета с промышленностью для решения широкого спектра фронтирных инженерных задач, а также участия в формировании федеральной повестки по многим актуальным направлениям, что является неотъемлемой характеристикой модели «Университет 4.0»:
инжиниринговые центры (2012), модернизация инженерного образования и подготовка «инженерного спецназа», новое технологическое направление «Новые производственные технологии» в России (2014), направление «Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы (2015), Центры компетенций НТИ по сквозным технологиям (2017), Научные центры мирового уровня по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (2019), сквозная технология «Новые производственные технологии» (2020), вопросы стандартизации и разработка первого в мире национального стандарта «Цифровые двойники изделий» (2021), участие в разработке и представление вице-премьерам Правительства РФ федеральных проектов «Развитие электротранспорта в России» и «Передовые инженерные школы» (2021), высокотехнологичное направление «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение» (2022), Стратегия цифровой трансформации обрабатывающей промышленности Российской Федерации (2020–2023)»,
– подчеркнул Алексей Иванович.
Алексей Боровков кратко описал структуру экосистемы технологического развития университета. В экосистему технологического развития СПбПУ входят 5 подразделений:
- Центр компетенций Национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии»;
- Научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии»;
- Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг»;
- Инфраструктурный центр НТИ по направлению «Технет» (передовые производственные технологии;
- Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий.
Спикер остановился на деятельности Инфраструктурного центр Национальной технологической инициативы (НТИ) «Технет» (передовые производственные технологии) СПбПУ на базе Ассоциации «Технет»:
- «Весь процесс цифровой трансформации в Политехническом университете в рамках его взаимодействия с промышленностью сопровождается серьезной экспертно-аналитической работой, которая позволяет отмечать мировые тренды в разных отраслях и определять перспективные направления развития, изучать актуальную экономическую повестку».
Алексей Иванович особо выделил продажу лицензии Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®, созданной инженерами Экосистемы технологического развития СПбПУ, в АО «ОДК» (входит в Госкорпорацию «Ростех») за 290 млн. рублей (на 200 рабочих мест) в качестве практического подтверждения важности коммерциализации разработок, отмеченной ранее заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дарьей Кирьяновой.
- «Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» – флагманский проект университета по кооперации вуза с индустриальными партнёрами. Напомню, что в рамках формирования программы ПИШ СПбПУ было получено 22 письма поддержки от высокотехнологичных партнеров с указанием направлений сотрудничества и НИОКР, среди которых Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Ростех», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Северсталь», АО «Силовые машины» и многие другие.
- На базе Передовой инженерной школы СПбПУ мы ведем подготовку «инженерного спецназа», то есть формируем новый класс специалистов, способных найти действительно прорывные инженерные решения для экономического развития и для обеспечения технологического суверенитета России.
- Сегодня Федеральный проект «Передовые инженерные школы» получил значительное развитие: второй конкурс показал увеличение количества новых школ с 20 до 50 по данным Минобрнауки России»,
– заключил спикер.
Проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого рассказал о роли подразделений экосистемы технологического развития вуза на разных уровнях и их взаимодействие:
- «Все подразделения, входящие в экосистему технологического развития СПбПУ, работают в тесной взаимосвязи друг с другом при постоянном контакте с индустриальными партнерами. Подразделения экосистемы технологического развития находятся на фронтире передовых технологий, инженерных решений и выступают «драйверами» развития для Политехнического университета. Многолетний опыт в развитии цифрового инжиниринга, наработанный подразделениями экосистемы технологического развития СПБПУ, признан на федеральном уровне, вносится в повестку для создания регуляторной базы в сфере цифровизации различных отраслей промышленности и закрепляется в стандартах.
- Необходимо отметить разработку первого в мире национального стандарта, сфокусированного на создании изделий с помощью технологии цифровых двойников, созданного при участии СПбПУ, – ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения». Значимость национального стандарта для экономического развития признана не только в России, но и в Китае.
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.11.2023 №3113-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли РФ и внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2020 г. N 1512-р» закреплено определение термина «цифровая сертификация» в редакции Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Таких результатов нам удалось добиться, благодаря согласованной работе всех подразделений экосистемы технологического развития Политехнического университета на протяжении 10 лет».
Алексей Боровков отметил наиболее успешные проекты СПбПУ по цифровой трансформации, которые оказали влияние не только на вуз, но и на промышленность:
- «Я особо выделяю проекты по разработке цифровых двойников изделий, реализованные на Цифровой платформе CML-Bench®, для прохождения «цифровой сертификации» в автомобильной промышленности, двигателестроении, нефтегазовой промышленности, авиации и ракетостроении. Переход к «цифровой сертификации» – глобальный мировой тренд и технологический фронтир, трансформирующий всю промышленность с помощью передовых наукоёмких мультидисциплинарных цифровых технологий. Высотехнологичные компании – индустриальные партнёры университета уже фиксируют в своих стратегиях развития передовые цифровые и производственные технологии в качестве критических и сквозных технологий на ближайшие годы. Естественно, признание с первого раза Китайской Народной Республикой национального стандарта по цифровым двойникам является для нас безусловным успехом и подтверждением верного вектора развития, причем, в глобальном масштабе.
- Возвращаясь к Цифровой платформе по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®, подчеркну, что платформа не только служит пространством для выполнения НИОКР, но и представляет собой уникальную Систему по управлению данными, знаниями и компетенциями. Мы готовы обсудить внедрение Цифровой платформы CML-Bench® в практику других университетов для использования в научно-образовательной, научно-исследовательской и научно-инновационной деятельности».
В завершение деловой сессии спикеры ответили на вопросы аудитории и наметили следующие этапы в экспертной работе с Минобрнауки по цифровизации высшего образования.
В мероприятиях деловой программы II Всероссийской конференции «Цифровизация высшего образования: государство, бизнес и наука» также принял участие проректор по информационным технологиям СПбПУ Андрей Лямин.