Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» провела следующий образовательный модуль для начальников цехов ПАО «ОАК»
По приглашению ПАО «ОАК» Передовая инженерная школа Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) провела свой второй образовательный модуль в рамках 4-х модульного обучения по программе
- «Современные подходы к управлению производством»
для начальников производственных цехов, реализуемого Корпорацией.
Всего ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» подготовила и реализовала два образовательных модуля по данному обучению ПАО «ОАК».
Первый модуль для участников 4-х модульной образовательной программы Корпорации был успешно завершен в августе 2024 года.
Второй модуль от ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» состоялся в сентябре 2024 года.
Участники предыдущего образовательного модуля, завершенного в августе 2024 года, продолжили обучение в составе двух потоков, по 30 человек в каждом. Обучение первого потока состоялось с 16 по 20 сентября 2024 года, второго – с 23 по 27 сентября.
Второй образовательный модуль был направлен на закрепление знаний и навыков по повышению эффективности производства, полученных в рамках первого модуля. Программа обучения включала лекционные занятия по планированию деятельности организации, разработке операционной стратегии, освоению методологии надежностно-ориентированного технического обслуживания оборудования, изучению концепции «Бережливого производства» и практические занятия на компьютерных симуляторах «Новый индустриальный вызов» и «Бережливое производство», а также командную практику по быстрой переналадке производственного оборудования.
- Павел Козловский, заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг»;
- Дмитрий Гаврилов, автор и ведущий программ SCM, бизнес-тренер, консультант-преподаватель, сертифицированный специалист APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, The Fresh Connection Instructor, старший преподаватель Высшей школы технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Антон Амбражей, старший научный сотрудник Международного академического центра компетенций «Технологии интеллектуального предприятия» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Владислав Терещенко, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Андрей Шимченко, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, младший научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
Первый день обучения начался для слушателей модуля с лекции автора и ведущего программ SCM, бизнес-тренера, консультанта-преподавателя, сертифицированного специалиста APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, The Fresh Connection Instructor, старшего преподавателя Высшей школы технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Дмитрий Гаврилов о среднесрочном интегрированном планировании деятельности организации.
- «Особое внимание в лекции было уделено организационным особенностям построения процесса интегрированного среднесрочного планирования на промышленном предприятии. На практических примерах слушатели ознакомились с механизмами и процессом данного вида планирования»,
– заключил Дмитрий Гаврилов.
Участники модуля продолжили обучение алгоритмам планирования на промышленном предприятии на компьютерном симуляторе «Новый индустриальный вызов». Слушатели поработали с общим балансом загрузки и производственной мощности, освоили управление производственным планом с распределением его в пределах ближайших лет и сформировали политику управления запасами.
Напомним, что компьютерные симуляторы «Новый индустриальный вызов» и «Бережливое производство» были разработаны инженерами Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» в рамках развития линейки цифровых тренажёров и симуляторов на Цифровой платформе CML-Bench®.EDU, которая представляет отдельное направление развития Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® для оценки компетенций и обучения.
Также в первый день слушатели ознакомились с понятием «операционной стратегии предприятия» и освоили процесс её разработки под руководством Дмитрия Гаврилова. Во второй части занятия для своих предприятий участники обучения определили основные элементы стратегии управления производственной мощностью, стратегии цепи поставок и технологической стратегии, которые являются компонентами операционной стратегии. На занятии была организована работа в командах, в ходе которой участники обсуждали сформулированные подходы.
Программа второго дня образовательного модуля включала продолжение практического обучения по операционной стратегии предприятия и закрепление приобретенных знаний на компьютерном симуляторе «Новый индустриальный вызов».
В рамках третьего дня обучения слушатели познакомились с основами методологии «Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность» (Reliability Centered Maintenance, RCM) на лекции старшего преподавателя Высшей школы передовых цифровых технологий, младшего научного сотрудника лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Андрея Шимченко.
- «Методология RCM находит применение при выборе политик управления отказами и при формировании системы технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР), сочетающей действия по техническому обслуживанию и разовые изменения (изменения правил эксплуатации, конструктивные изменения, обучение персонала), принимая во внимание последствия функциональных отказов оборудования и связанные с ними риски. Ключевым принципом RCM является вовлечение в процесс разработки системы ТОиР не только инженеров по эксплуатации, но также и операторов оборудования и руководителей, несущих ответственность за безопасность сотрудников»,
– пояснил Андрей Шимченко.
На практическом занятии участники модуля разобрали основные этапы проведения анализа видов и последствий отказов, а также определили применимость и целесообразность задач ТОиР с учетом результатов анализа видов и последствий отказов.
В заключительной части третьего дня обучения слушатели под руководством Андрея Шимченко разобрали практические примеры линейной оптимизации и решения заданий по Симплекс-методу, изученному в рамках первого модуля. Также участники обучения вновь погрузились в элементы концепции «Бережливого производства» под руководством старшего преподавателя Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владислава Терещенко. Слушатели рассмотрели преимущества стандартизации, обсудили важные аспекты рационализаторской деятельности, изучили систему 5s (five steps) и теорию ограничений.
В конце учебного дня участники модуля выполнили командное практическое задание, посвященное быстрой переналадке оборудования (SMED) на примере решения производственных заданий.
- «Командное задание было направлено на сокращение длительности одного ремонта оборудования на примере замены штампа для пресса и определение возможной производительности агрегата в месяц. В процессе выполнения практического задания слушатели модуля поделились своим опытом решения аналогичных производственных задач, обсуждали возможные выходы из ситуации и презентовали их перед другими участниками. Ключевая ценность задания состояла в ориентации участников на нестандартные подходы к решению задач. Опираясь на теоретические подсказки, команды сформулировали комплексные решения по замене оснастки (техническое перевооружение, машинизация, автоматизация), сокращению трудоёмкости операций, изменению операционной карты. Лучшие решения позволили сократить трудоёмкость замены штампа в 8 раз!»,
– рассказал Владислав Терещенко.
Четвертый день обучения состоял из прохождения практического интенсива по оптимизации производства в логике бережливого подхода на цифровом симуляторе «Бережливое производство» в экспертном режиме, посещения Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского и презентации стратегических проектов ПАО «ОАК» по цифровой балансировке производственных мощностей. Спикерами проектов выступили руководители производственных площадок предприятий Корпорации, которые успешно завершили обучение в Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг» по корпоративной образовательной программе «Развитие производства для достижения технологического лидерства» в четвертом потоке слушателей.
Пятый день образовательного модуля стартовал с практикума по производственному управлению, в ходе которого участникам обучения предстояло решать практические задачи используя методы бережливого подхода, поток единичных изделий, массового производства, теории ограничения систем и их комбинаций. Владислав Терещенко помогал слушателям с решением трудных задач и разбирал интересные подходы.
Далее заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг» Павел Козловский прочёл лекцию о введении в Индустрию 4.0, в рамках которой рассказал о цифровой экономике и роли промышленности в ней.
Следующим этапом обучения стали два занятия по теме «Автоматизация процессов планирования производства. Основы ERP-систем» со старшим научным сотрудником Международного академического центра компетенций «Технологии интеллектуального предприятия» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Антоном Амбражеем. Слушатели модуля определили проблематику процессов планирования производства и подходов к их решению, узнали о назначении ERP-систем и оценили роль и место цеховых процессов в IT-архитектуре предприятия, а также рассмотрели подход SAP к реализации ERP.
- «Использование систем класса ERP для современного предприятия – это уже практически стандарт. Поэтому важно, чтобы сотрудники понимали, как подобные системы помогают делать бизнес-процессы компании более эффективными. Для промышленного предприятия внедрение ERP обычно связано с совершенствованием системы планирования. На занятиях большое внимание было уделено базовым подходам к производственному планированию, начиная от уровня планирования продаж и операций и далее до уровня цеха и участка»,
– пояснил Антон Амбражей.
В заключение образовательного модуля Павел Козловский вместе с участниками подвёл итоги и получил обратную связь о результатах обучения для слушателей.
- «Образовательный модуль программы стал логичным продолжением предыдущего модуля, посвящённого теме повышения эффективности производства. Мы продолжили развивать тему управления цепями производственных поставок, рассмотрели ряд спорных аспектов концепции “Бережливого производства”, а также уделили внимание вопросам быстрой переналадки производства и рассмотрели ключевые принципы RCM-методологии. Как и на прошлом модуле все ключевые темы сопровождались практическими упражнениями, а также игровыми демонстрациями, включая работу с симуляторами “Новый индустриальный вызов” и “Бережливое производство”.
- Особой темой модуля стала цифровизация производства. Вместе со слушателями были разобраны разные виды цифровых моделей (изделия, производства, финансов) и особое внимание было уделено различиям между цифровыми моделями и цифровыми двойниками.
- Надеемся, что участники программы для начальников цехов за наши два модуля получили как практические навыки и инструменты для ежедневной работы, так и концептуальные представления о современных требованиях к производственным системам»,
– подвёл итог Павел Сергеевич.