Первый в России онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»: открыт шестой набор слушателей
В Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг» (ПИШ СПбПУ) открыт новый набор слушателей на первый в России уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий», посвященный разработке и применению цифровых двойников (Digital Twins) изделий в высокотехнологичной промышленности.
Онлайн-курс подготовлен совместно с Центром открытого образования СПбПУ в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (договор 075-15-2021-1333 от 30.09.2021 года).
Авторы курса являются основными разработчиками национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения».
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57700.37–2021 разработан специалистами Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» в соответствии с Программой национальной стандартизации на 2020 и 2021 год. Утвержден приказом № 979-ст Росстандарта 16 сентября 2021 года. Введен в действие на территории Российской Федерации с 1 января 2022 года. В 2023 году ГОСТ Р 57700.37–2021 официально включен в перечень взаимно признаваемых стандартов в сфере авиастроения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией. |
АВТОРЫ КУРСА:
- Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, профессор, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» СПбПУ, Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ и Центра трансфера технологий СПбПУ;
- Рябов Юрий Александрович, начальник отдела технологического и промышленного форсайта Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Мартынец Екатерина Романовна, ведущий специалист отдела технологического и промышленного форсайта Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Щербина Людмила Александровна, заместитель директора по информационно-аналитической работе Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
Обучение начнется 3 февраля 2025 года на национальной образовательной платформе «Открытое образование». Запись открыта с 20 января 2025 года.
Лекции онлайн-курса раскрывают ключевые термины и общие теоретические положения, которые лежат в основе разработки и применения цифровых двойников изделий высокотехнологичных промышленных изделий. Программа нацелена на изучение основных положений стандарта, предназначенного в первую очередь для применения в высокотехнологичной отрасли машиностроения и в смежных наукоёмких отраслях.
Онлайн-курс «Цифровые двойники изделий» состоит из 16 тем, объединенных в 4 модуля. Каждая тема содержит видеолекцию продолжительностью 7 – 15 минут и материалы для самостоятельного изучения слушателями:
- презентацию (5 – 10 слайдов);
- конспект (10 – 15 стр.);
- глоссарий (5 – 15 терминов и определений);
- дополнительную литературу (2 – 5 источников).
Трудоемкость обучения – 72 академических часа (примерная продолжительность обучения – 16 недель при режиме занятий 4 – 5 акад. часов в неделю).
Компетенциями и знаниями в рамках курса поделятся специалисты
- Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»,
- Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»,
- Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ,
обладающие многолетним успешным опытом выполнения НИОКР на основе разработки цифровых двойников по заказам предприятий высокотехнологичной промышленности таких наукоемких отраслей, как двигателестроение, энергомашиностроение, атомное, нефтегазовое, нефтехимическое и специальное машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, включая беспилотные летательные аппараты, ракетная и космическая техника, судостроение, кораблестроение и морская техника, приборостроение, медицинский инжиниринг, спорт высших достижений и других.
Программа онлайн-курса направлена на формирование понимания, знаний и навыков по следующим актуальным темам:
- основные подходы и варианты определения термина «цифровой двойник изделия»;
- основы разработки, верификации и валидации математических, компьютерных и цифровых моделей, адекватность разрабатываемых моделей реальным материалам, изделиям, физико-механическим и технологическим процессам;
- порядок формирования многоуровневой системы требований и целевых показателей как основного элемента цифровых двойников изделий высокотехнологичной промышленности;
- основы математического и компьютерного моделирования, основы проведения цифровых (виртуальных) испытаний изделий, включая цифровые испытания при помощи специально разрабатываемых цифровых (виртуальных) испытательных стендов и полигонов на программно-технологической платформе (на цифровой платформе CML-Bench®);
- особенности организации двусторонних информационных связей цифрового двойника с изделием.
Компетенции, формируемые в результате изучения онлайн-курса «Цифровые двойники изделий»:
- способность к критическому восприятию и пониманию многочисленных определений, концепций и подходов к разработке цифровых двойников;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом по тематике передовой цифровой технологии – технологии разработки цифровых двойников изделий;
- способность использовать полученные знания в ходе разработки и реализации корпоративных стратегий цифровой трансформации, в первую очередь, цифровой трансформации процессов проектирования сложных высокотехнологичных изделий;
- понимание основных положений новой парадигмы цифрового проектирования и моделирования как качественно иного подхода к созданию глобально конкурентоспособной продукции нового поколения в условиях IV промышленной революции;
- понимание эффективности использования и перспектив развития цифровых двойников изделий в высокотехнологичной промышленности, особенно для решения актуальных задач импортозамещения и импортоопережения, достижения технологического суверенитета и технологического лидерства, обеспечения глобальной конкурентоспособности цифровой экономики и национальной безопасности России.
Кому будет полезен онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»:
- системным инженерам, инженерам-исследователям, инженерам-расчетчикам, инженерам-конструкторам, инженерам-технологам, инженерам-эксплуатантам, разработчикам сложных высокотехнологичных изделий в разных отраслях промышленности;
- менеджерам высшего и среднего звена, ответственным за разработку и реализацию стратегий цифровой трансформации, изменение бизнес-процессов и бизнес-моделей предприятий посредством внедрения цифровых технологий;
- студентам, аспирантам и преподавателям технических университетов;
- широкому кругу лиц, имеющих высшее профессиональное образование (начиная со степени бакалавра), интересующимся теоретическими и практическими вопросами развития передовых цифровых и производственных технологий.
Полный перечень направлений подготовки магистров, специалистов и аспирантов, которым может быть интересен онлайн-курс «Цифровые двойники изделий», приведен ниже.
Новый набор на курс является уже шестым с момента запуска курса. Слушатели пятого потока завершили обучение в декабре 2024 года. Впервые онлайн-курс «Цифровые двойники изделий» стартовал 10 октября 2022 года. По итогам всех пяти наборов на курс зарегистрировались 5609 слушателей из 6 стран и 223 городов России и ближнего зарубежья (Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия).
Это сотрудники и студенты инженерных специальностей из 169 научно-исследовательских центров и университетов, а также специалисты из 54 компаний высокотехнологичной промышленности. В качестве сфер своей деятельности слушатели отметили машиностроение, математическое, компьютерное и конечно-элементное моделирование, энергетику, электротехнику, нефтегазодобычу и нефтегазопереработку, композиционные материалы и композитные структуры, строительство и BIM-технологии, информационные технологии и программирование, педагогику, нормативное регулирование и другие.
1717 слушателей успешно завершили обучение, по результатам которого получили удостоверение о повышении квалификации СПбПУ и / или электронный сертификат национальной образовательной платформы «Открытое образование» о прохождении курса.
По результатам опросов, которые проводятся после каждого выпуска, 93% слушателей готовы рекомендовать данный курс своим друзьям и коллегам. Они отметили глубину проработки и качественное оформление учебных материалов, доступность подачи содержательной информации. Формат видеолекций слушатели признали очень удачным, позволяющим проходить обучение в удобное время без отрыва от работы.
Отзывы, оставленные слушателями по итогам пятого запуска курса:
- «В курсе я нашла ответы на многие вопросы, которые меня давно волновали, главное, что я, наконец, поняла, что такое “цифровой двойник”. Очень хорошо раскрыта тема. Также мне понравилось, что многие термины были приведены и на английском языке. Очень здорово, что даны не только конспекты и презентации, но и приведены живые лекции. Так гораздо проще удерживать внимание на изучаемых вопросах».
- «Мне очень понравилась подача материала. Алексей Иванович Боровков очень понятно и конструктивно преподносил информацию. Работать с конспектом также удобно. Благодарю создателей курса».
- «Прекрасный высокоуровневый обзор подходов и технологий разработки цифровых двойников».
- «Я чувствую гордость за то, что наша страна активно продвигается в таком приоритетном направлении как “цифровые двойники” и предлагает конкурентные решения. На основании дополнительных материалов к лекциям нужно отметить, что проведена грандиозная работа в этом направлении».
- «Мне очень понравился весь курс. Полезный и интересный. Спасибо всем создателям и организаторам актуального и важного курса».
По итогам успешного прохождения промежуточного и итогового тестирования на национальной платформе открытого образования выдается сертификат об освоении онлайн-курса и / или удостоверение о повышении квалификации СПбПУ.
![]() |
![]() |
01.04.02. Прикладная математика и информатика;
01.04.03. Механика и математическое моделирование;
03.04.01. Прикладные математика и физика;
08.04.01. Строительство;
09.04.02. Информационные системы и технологии;
09.04.03. Прикладная информатика;
12.04.01. Приборостроение;
13.04.03. Энергетическое машиностроение;
14.04.01. Ядерная энергетика и теплофизика;
15.04.01. Машиностроение;
15.04.02. Технологические машины и оборудование;
15.04.03. Прикладная механика;
15.04.04. Автоматизация технологических процессов и производств;
15.04.05. Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;
15.04.06. Мехатроника и робототехника;
16.04.01. Техническая физика;
16.04.02. Высокотехнологические плазменные и энергетические установки;
16.04.03. Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения;
17.04.01. Корабельное вооружение;
20.04.01. Техносферная безопасность;
21.04.01. Нефтегазовое дело;
22.04.01. Материаловедение и технологии материалов;
22.04.02. Металлургия;
23.04.02. Наземные транспортно-технологические комплексы;
24.04.01. Ракетные комплексы и космонавтика;
24.04.03. Баллистика и гидроаэродинамика;
24.04.04. Авиастроение;
24.04.05. Двигатели летательных аппаратов;
26.04.02. Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры;
27.04.01. Стандартизация и метрология;
27.04.02. Управление качеством;
27.04.03. Системный анализ и управление;
27.04.04. Управление в технических системах;
27.04.05. Инноватика;
27.04.06. Организация и управление наукоемкими производствами;
27.04.07. Наукоемкие технологии и экономика инноваций;
28.04.01. Нанотехнологии и микросистемная техника;
28.04.02. Наноинженерия;
38.04.01. Экономика;
38.04.02. Менеджмент;
08.05.01. Строительство уникальных зданий и сооружений;
10.05.03. Информационная безопасность автоматизированных систем;
14.05.01. Ядерные реакторы и материалы;
14.05.02. Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг;
15.05.01. Проектирование технологических машин и комплексов;
17.05.01. Боеприпасы и взрыватели;
17.05.02. Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие;
17.05.03. Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационно-управляющих систем;
23.05.01. Наземные транспортно-технологические средства;
23.05.02. Транспортные средства специального назначения;
23.05.03. Подвижной состав железных дорог;
24.05.02. Проектирование авиационных и ракетных двигателей;
24.05.03. Испытание летательных аппаратов;
24.05.07. Самолето- и вертолетостроение;
26.05.01. Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники;
26.05.02. Проектирование, изготовление и ремонт энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов.
1.1. Математика и механика
1.1.7. Теоретическая механика, динамика машин;
1.1.8. Механика деформируемого твердого тела;
1.1.9. Механика жидкости, газа и плазмы;
1.1.10. Биомеханика и биоинженерия;
1.2. Компьютерные науки и информатика
1.2.2. Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ;
2.1. Строительство и архитектура
2.1.1. Строительные конструкции, здания и сооружения;
2.1.2. Основания и фундаменты, подземные сооружения;
2.1.6. Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология;
2.3. Информационные технологии и телекоммуникации
2.3.7. Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования;
2.4. Энергетика и электротехника
2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели;
2.4.8. Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники;
2.4.9. Ядерные энергетические установки, топливный цикл, радиационная безопасность;
2.5. Машиностроение
2.5.1. Инженерная геометрия и компьютерная графика. Цифровая поддержка жизненного цикла изделий;
2.5.2. Машиноведение;
2.5.3. Трение и износ в машинах;
2.5.4. Роботы, мехатроника и робототехнические системы;
2.5.5. Технология и оборудование механической и физико-технической обработки;
2.5.6. Технология машиностроения;
2.5.7. Технологии и машины обработки давлением;
2.5.8. Сварка, родственные процессы и технологии;
2.5.10. Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы;
2.5.11. Наземные транспортно-технологические средства и комплексы;
2.5.12. Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов;
2.5.13. Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов;
2.5.14. Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов;
2.5.15. Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов;
2.5.16. Динамика, баллистика, управление движением летательных аппаратов;
2.5.17. Теория корабля и строительная механика;
2.5.18. Проектирование и конструкция судов;
2.5.20. Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные);
2.5.21. Машины, агрегаты и технологические процессы;
2.5.22. Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства;
2.6. Химические технологии, науки о материалах, металлургия
2.6.4. Обработка металлов давлением;
2.6.5. Порошковая металлургия и композиционные материалы;
2.6.5. Порошковая металлургия и композиционные материалы;
2.8. Недропользование и горные науки
2.8.2. Технология бурения и освоения скважин;
2.8.5. Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ;
2.8.6. Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика;
2.8.8. Геотехнология, горные машины.