8 Мая 2025 года
Данная новость была прочитана 1105 раз

Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» провела модуль для начальников цехов предприятий ПАО «ОАК» в рамках совместной образовательной программы

Сотрудники Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» (ПИШ СПбПУ) провели первый из двух запланированных модулей программы повышения квалификации «Современные подходы к управлению производством», которая проводится в рамках 4-модульного обучения программы ПАО «ОАК» для начальников производственных цехов. В образовательном модуле приняли участие два потока сотрудников предприятий ПАО «ОАК»: первый поток составил 29 слушателей, второй – 25 специалистов. Обучение первого потока прошло с 24 по 28 марта 2025 года, второго – с 31 марта по 4 апреля 2025 года. Проведение второго модуля по программе запланировано на май 2025 года.

Напомним, что с 2023 года Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и ПАО «ОАК» тесно сотрудничают в направлении разработки и проведения совместных образовательных программ для обучения специалистов Корпорации. Ранее сотрудники Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»  разрабатывали и проводили кастомизированные образовательные программы в интересах ПАО «ОАК», включая масштабную программу обучения «Развитие производства для достижения технологического лидерства», которая сейчас успешно реализуется на базе ПИШ СПбПУ. В рамках программы «Современные подходы к управлению производством» для начальников производственных цехов сотрудники ПИШ СПбПУ уже проводили аналогичные образовательные модули в августе 2024 года. Тогда 60 слушателей получили знания о современных подходах к управлению высокотехнологичным производством, высоко оценив  программу, подготовленную специалистами ПИШ СПбПУ.

Преподаватели модуля
  • Козловский Павел Сергеевич, заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Гаврилов Дмитрий Андреевич, автор и ведущий программ SCM, бизнес-тренер, консультант-преподаватель, сертифицированный специалист APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, старший преподаватель Высшей школы технологического предпринимательства Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Симакова Зоя Леонидовна, доцент Высшей школы производственного менеджмента СПбПУмладший научный сотрудник лаборатории «3D-образование» Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Терещенко Владислав Владимирович, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Шимченко Андрей Владимирович, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».

Модуль образовательной программы стартовал с вводной проблемно-ориентированной групповой работы под руководством заместителя директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Павла Козловского. Также Павел Сергеевич провел лекцию «Введение в индустрию 4.0. Цифровая экономика. Промышленность в цифровой экономике». В процессе занятия была рассмотрена концепция промышленных революций и современные визионерские подходы. Слушатели обсудили феномен цифровой экономии и этапы её развития, а также рассмотрели понятие «Индустрия 4.0» и различие его трактовок в России и мире. В заключительной части участники ознакомились с современными трендами цифровой экономики в России, уделив особое внимание реализации Национальной технологической инициативы, развитию цифрового образования в Университете 20.35 и исполнению национальных проектов. Важной частью обсуждения стало достижение технологического лидерства России в приоритетных отраслях её развития. Эта национальная цель выступает фундаментом актуальной научно-технологической повестки.

 

Лекции и групповая работа по теме «Экономика производства» позволила слушателям рассмотреть ключевые вопросы экономики с упором на анализ финансовых результатов деятельности предприятия, включая формирование себестоимости продукции с разбивкой по видам затрат, определение точки безубыточности производства, а также формирование денежных потоков и оценку эффективности деятельности предприятия, в том числе при привлечении инвестиций.

«На лекциях были рассмотрены темы, касающиеся себестоимости, прибыли, безубыточности как в рамках подразделений, так и для всего предприятия. На практических занятиях были рассчитаны различные экономические показатели работы предприятия, оценена эффективность инвестиционных проектов и проведено их сравнение между собой. Было приятно видеть заинтересованность слушателей в обсуждении затронутых тем. Надеюсь, что полученные знания будут успешно применяться в работе», – отметила преподаватель модуля, доцент Высшей школы производственного менеджмента СПбПУмладший научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Зоя Симакова.

 

Старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Андрей Шимченко провел для начальников цехов предприятий, входящих в ПАО «ОАК», лекции и практические занятия по темам: «Основы методологии “Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность”» и «Оптимизация загрузки оборудования. Симплекс метод».

На лекции «Основы методологии “Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность”» (Reliability Centered Maintenance, RCM) и последующем практическом занятии участники модуля ознакомились с методологией выбора политик управления отказами и формирования программы работ. В ходе лекции были рассмотрены: виды функциональных отказов, применимость планово-предупредительного и предиктивного обслуживания и скрытые функции, а также проанализирована диаграмма принятия решений RCM и последовательность RCM-анализа. Андрей Шимченко и слушатели модуля подробно обсудили роль каждого участника технологического процесса в формировании системы технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР).

«Одним из важнейших принципов RCM является вовлеченность в процесс разработки системы ТОиР как операторов оборудования, так и их руководителей, несущих ответственность за безопасность сотрудников. Сведения от данных специалистов являются ценнейшим источником информации для специалистов по эксплуатации при формировании системы ТОиР на предприятии», – пояснил Андрей Владимирович.

В рамках лекционного занятия «Оптимизация загрузки оборудования. Симплекс метод» был рассмотрен один из наиболее популярных методов линейного программирования – симплекс метод. На лекции были приведены области практического применения данного математического инструмента, рассмотрены этапы построения модели линейной оптимизации, а также алгоритм поиска оптимального решения сформулированной задачи. На практическом занятии участники модуля разобрали задания по данной теме и выполнили самостоятельный поиск решений предложенных задач.

«Методы экономико-математического моделирования предоставляют возможность для принятия оптимальных решений: помимо экспертной оценки и интуиции, решения подкрепляется количественными расчетами с учетом объективных ограничений. Многие управленческие задачи сводятся к линейному программированию. Поэтому в рамках занятия мы подробно разобрали способ решения подобных задач», – рассказал Андрей Шимченко.

 

Участники модуля также углубленно изучили концепцию «Бережливого производства» под руководством старшего преподавателя Высшей школы передовых цифровых технологий ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Влада Терещенко. Этот блок начался с лекции, охватывающей основы концепции, её влияние на операционное развитие, анализ и устранение производственных потерь, а также ключевые инструменты, такие как карты потока (VSM).

Полученные знания были закреплены на практике. Участники в командах строили VSM поток, анализировали существующие бизнес-процессы, идентифицировали потери и предлагали улучшения, используя VSM для визуализации и оптимизации потока ценности.

Практическая часть также включала командную игру «Завод самолетов», где слушатели применяли вытягивающий принцип производства и систему «Канбан». Они разрабатывали и реализовывали модель предприятия, организованного по принципу «точно в срок», используя систему «Канбан» для визуализации и контроля движения материалов и задач. Важной частью практики стала заключительная дискуссионная работа, посвящённая анализу результатов предыдущих командных игр, обсуждению успешных практик и ошибок, выявленных в процессе игр, а также рекомендаций преподавателя по применению полученных знаний и навыков в реальных условиях производства.

 

Автор и ведущий программ SCM, бизнес-тренер, консультант-преподаватель, сертифицированный специалист APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, старший преподаватель Высшей школы технологического предпринимательства ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Дмитрий Гаврилов представил участникам модуля концептуальные основы управления цепями поставок и рассказал о системе планирования производственной деятельности организации, включая разбор механизмов оперативно-календарного планирования производства. Слушатели ознакомились с механизмами и алгоритмами оперативно-календарного планирования производства в части как планирования материального потока, так и расчёта загрузки рабочих центров (единиц производственной мощности).

Для закрепления полученных знаний на практике участники модуля погрузились в работу на цифровом бизнес-симуляторе «Новый индустриальный вызов», разработанном командой ПИШ СПбПУ в рамках линейки современных цифровых тренажеров и симуляторов, применяемых для обучения специалистов и проведения инженерных соревнований. Все продукты линейки разработаны и реализуются на Цифровой платформе CML-Bench®.EDU, которая развивается как отдельное направление Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®. Отметим, что в 2024 году  цифровой симулятор «Новый индустриальный вызов» стал призером конкурса «Лучшие кадровые технологии Северо-Западного федерального округа» и одержал победу в номинации «Развитие лидеров» по Президентской программе во Всероссийском конкурсе лучших практик управленческого образования среди бизнес-школ. Преподаватели модуля Влад Терещенко и Дмитрий Гаврилов курировали практику на цифровом бизнес-симуляторе «Новый индустриальный вызов», помогая в случае затруднений и отвечая на вопросы.

«На практике участники получили для управления предприятие авиационного двигателестроения. Слушатели, будучи распределёнными по командам по 3-4 участника в каждой, вступили в конкуренцию за заказы клиентов, а также при помощи управления настройками изделий, расчётов и процессов в сбыте, инжиниринге, производстве и закупках формировали и реализовывали ту или иную выбранную каждой командой тактику управления производством и закупками. На первом этапе слушатели сконцентрировались на операционном уровне управления, чтобы организовать исполнение заказов клиентов в срок и экономически эффективно. В последующих раундах работы с симулятором участники последовательно будут работать на тактическом и стратегическом уровнях управления предприятием», – пояснил Дмитрий Гаврилов.

 

В заключение модуля программы повышения квалификации заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Павел Козловский подвел итоги обучения:

«Мне вновь хочется отметить высокий уровень вовлеченности участников программы во все занятия и то, что слушатели с готовностью и интересом активно работают во всех предлагаемых нами образовательных форматах: лекции, практики, групповая работа, симуляторы и тренажеры на компьютерах, бизнес-игры. Надеюсь, что по итогам программы коллеги смогут применить полученные знания и умения на практике, на своих производственных участках. Изначально мы ориентировали программу именно под такое применение».